Памятник Промархиры.О

Неописуемая красота! И это Одесса! И даже сейчас, в разрушенном состоянии, эта архитектура поражает! Этот шедевр – светлое воспоминание величия промышленной архитектуры Одессы.   Когда дневной свет наполняет одно из полуразрушенных зданий вагонно-ремонтных мастерских Унгерн-Штернберга, мне оно напоминает готический собор. А вам?

Це слайдшоу вимагає JavaScript.

Подобные здания мы рассматриваем на занятиях в курсе “Архитектура промышленных зданий” только на картинках в учебниках и фотографиях с интернета. А тут, так сказать, под боком, макет промышленного здания в натуральную величину! да еще и памятник архитектуры!

Наряду с активными процессами по включению исторического центра Одессы в основной Список всемирного наследия ЮНЕСКО наблюдается, уже ставшее привычным, равнодушное отношение к уникальным памятникам архитектуры нашего города как городских властей, так и представителей бизнеса. Самый яркий пример – дом Руссова (ул. Садовая, угол ул. Преображенской). Однако уникальные памятники архитектуры и истории Одессы – это не только жилые или общественные здания и не только в центре города. До сих пор еще существует свидетель промышленного величия Одессы. Известно, что именно в Одессе была устроена первая в Российской империи железная дорога, что во многом определило, темпы роста города, когда Одесса стала третьим по величине городом империи. Т.е. железная дорога, как пути сообщения и передвижения грузов, играла важную роль в промышленности города. Потому необходимость обеспечения должной инфраструктуры повлекла за собой строительство требуемых зданий. Именно такими являются вагоно-ремонтные мастерские Унгерн-Штернберга (Главные железнодорожные мастерские) – комплекс зданий, который располагается между железнодорожными ветками

Середина ХІХ в. – железнодорожные мастерские, архитектор – А.Д.Тодоров. В 1930 г. – новая функция – цеха краностроительного завода “Краян”; перестраиваются, достраиваются. Позже – склады продуктового магазина. В 2011 г. повреждены пожаром. В 2015 обильные осадки спровоцировали обрушение стены в одном из зданий (на железнодорожные пути).

Мастерские – это большой комплекс, который состоит из многих зданий. Они различны по функциям и конструкциям. Технологические процессы, которые происходят в здании, определили конструкции, из которых его возвели… или, во всяком случае, те элементы, которые, в процессе эксплуатации, не эксплуатации и перестройки зданий, “дожили”до наших дней.

Особенность промышленных зданий (относительно жилых домов или офисных центров) – это большие нагрузки и их характер. Мастерские проектировались для ремонта и обслуживания вагонов железнодорожных составов, поэтому при их возведении обязательно учитывались динамические воздействия (ударные). Это нашло свое отражение в конструктивном решении зданий, одно из которых, самое большое, мы и рассмотрим более детально.

Здание имеет высокую художественную ценность благодаря своим фасадам, которые украшены фигурной кирпичной кладкой, витражными розами, компоновкой остекления больших окон. Кроме этого, внутренние металлические винтовые лестницы придают интерьеру, с промышленным характером, некое изящество.

Ах эти ажурные колонны! А паутинка ферм! Конструктивная схема здания – смешанная, т.к. нагрузку воспринимают и стены и колонны. Металлические колонны расположены вдоль длиной стороны здания для поддержания конструкции крыши, и разбивают внутреннее пространство на два пролета.

Наружные стены, которые являются несущими, выполнены в керамическом кирпиче. Внутренние опоры выполнены в виде металлических решетчатых колонн среднего ряда. Покрытие – металлические фермы с металлическими конструкциями фонарей (источники верхнего освещения в крыше). По высоте возле торцевых стен устроены промежуточные площадки, которые состоят из ребристых плит и поддерживаются консолями из прокатного профиля. Пространственная жесткость здания в продольном направлении  обеспечивается металлическими фермами в верхней части колон и крестовыми связями в нижней части (возле консолей)

С наружной стороны простенки усилены контрфосами (вертикальное фигурное утолщение кирпичной кладки). Все проемы в стенах имеют арочную форму, что не только более выразительно с эстетической точки зрения, а также обусловлено конструктивно, ведь арка обеспечивает лучшее распределение и передачу нагрузок от вышерасположенной кладки и конструкций на простенки (в отличие от прямоугольного очертание проема).

Если посмотреть на другие здания ремонтного комплекса, то заметим, что они имеют меньшие габариты и судя, по использованию в них железобетонных конструкций и оборудования, появились позже (в эпоху завода “Краян”). В одном из таких встречаются железобетонные двускатные балки покрытия (с металлическими фермами фонарей) и даже есть кабина подвесного крана (внутреннее транспортное оборудование в зданиях промышленного назначения).

В еще одном здании покрытие выполнено из металлических ферм.

Памятуя о формуле Витрувия, что  архитектура – это не только красота, не только польза, а еще и прочность, такую красоту хочется сохранить, зданию найти новую полезность, а полуразрушенным конструкциям обеспечить необходимую прочность и надежность. Что бы хранить память о прошлом величии, что бы создавать будущее величие, что бы оставить после себя то, что пришло к нам.

Изумительные фотографии этой красоты – Александр Гиманов. http://vk.com/wall7534747_170

Историческую справку можно найти здесь:

http://archodessa.com/all/krayan/

http://dumskaya.net/news/kak-umiraet-istoriya-velichestvennyj-150-letnij–044882/

http://www.magistral-uz.com.ua/articles/odessa-tak-vstrechala-poezda.html

Advertisements
Опубліковано у Одеса. Додати до закладок постійне посилання.

Напишіть відгук

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s